Действительно, не каждый может похвастаться умением свободно и грамотно говорить. К совершенству стремятся многие. Но не у всех получается. А вот преподаватели риторики и русского языка убеждены, что стать Цицероном за несколько месяцев, оставшихся до вступительных экзаменов, вполне возможно. Только необходимо разработать четкий план действий и постоянно тренироваться, придерживаясь простых рекомендаций. Попробуем? Начнем с содержания 1. Во время подготовки к устному экзамену необходимо заранее продумать структуру ответа (независимо от темы): с чего начнете, чем закончите, какими способами будете удерживать внимание слушателей. Важно знать, что, согласно классическим канонам, речь состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. На первую и последнюю отводится примерно 20% времени. Около 60% - на основную. Ответ абитуриента занимает в среднем 15-20 минут (плюс дополнительные вопросы преподавателей). Нетрудно посчитать, что на вступление и заключение у вас будет минуты по 3. А на основную часть - 9. 2. Сразу же, еще во вступлении, нужно привлечь внимание экзаменаторов и по возможности настроить их на благожелательный лад. Один из эффективных приемов - обозначить двумя-тремя фразами, о чем планируете рассказать. (Например: «Сначала я кратко коснусь..., затем перейду к…»). 3. Основная часть всегда посвящена рассмотрению конкретной проблемы. Необходимо попытаться раскрыть ее с разных сторон. Это поможет преподавателю увидеть, что вы хорошо владеете темой. 4. Старайтесь говорить простыми предложениями. В ответе сначала должна прозвучать ключевая фраза. Затем приведите аргументы, добавьте пояснения. Но не надо настраиваться на монолог. Будьте готовы в любой момент перейти к диалогу. Тогда неожиданно заданный преподавателем вопрос не собьет вас с мысли. 5. В заключении используйте обобщающие сказанное речевые конструкции: «итак, можно сделать вывод»; «подводя итог»; «закончить выступление я хотел бы следующим примером...». Если вы упоминаете литературное произведение или исторического деятеля, не помешает соответствующая цитата. Таковы общие правила речевой композиции. Нуты, это… типа меня понимаешь? Залог успеха - большой словарный запас. Если с этим проблемы, пора срочно его расширять. Тридцатью словами из лексикона Эллочки-Людоедочки на экзаменах вряд ли обойдешься. Даже если их достаточно, чтобы выразить суть вопроса. Есть ли здесь свои секреты? Конечно. 1. Старайтесь избегать речевых штампов, шаблонных выражений («Лев Толстой - гениальный русский писатель», или «Непреходящее общечеловеческое значение романа «Преступление и наказание»). Следует воздерживаться от сленга и малопонятных преподавателю молодежных словечек («фенечка», «примочка»). Не стоит говорить, что «...основная фишка пьесы Островского «Гроза» заключается в самоубийстве героини». Совершенно недопустимы мусорные слова: «вот», «значит», «как бы». Но они действительно прилипчивы. Как же от них избавиться? 2. Опытные преподаватели словесности рекомендуют во время подготовки объединять усилия. В компании друзей, готовящихся поступать в вуз, ввести запрет на употребление слов-паразитов. За нарушение предусмотреть небольшие штрафы. Но не «пиво на всех», а например, переписать от руки страницу из «Войны и мира» или «Мастера и Маргариты». Польза будет двойной: повышение грамотности и увеличение словарного запаса. 3. Если вы не сторонник интеллектуальных игр или ваших друзей бросает в дрожь от одной мысли о переписывании текста, можно пойти другим путем. Выработайте привычку концентрировать внимание на том, что говорите. Будьте для самого себя и рассказчиком, и слушателем. Тогда сможете контролировать содержание речи. 4. Помимо мусорных, избегайте неоправданного употребления иностранных слов («юзер», «трабл», «гламур») и тех, в точном значении которых вы не уверены. Как исправить «фефекты фикции» Часто бывает, что и предмет знает абитуриент, и правильные слова говорит вроде бы… Почему вроде бы? Да разве его до конца поймешь. У него же «каша во рту»! Но это можно исправить. Ряд упражнений позволит улучшить дикцию. 1. Вы смотрели фильм «Карнавал» Татьяны Лиозновой? Помните, главная героиня клала в рот орехи и произносила скороговорки. Этот проверенный способ придумал древнегреческий оратор Демосфен. Правда, он использовал мелкие камушки. 2. Попробуйте произносить скороговорки в быстром темпе. Повторяйте по несколько раз: «Король-орел», «Сшит колпак не по-колпаковски», «Сшит пиджак не по-пиджаковски», «Отлит колокол не по-колоколовски», «За горой холм с кулями, выйду на холм, куль поставлю». Смысл тренировки заключается в отработке специально усложненных сочетаний звуков. Чаще всего парных: г-к, з-с, б-п. Темп нужно менять: то замедлять, то убыстрять. 3. Включите магнитофон на запись. Можно прочитать отрывок из любимой книги или сымпровизировать ответ на экзамене - рассказать один из предполагаемых билетов. Будьте готовы, услышав свою речь через динамики, испытать легкий шок. Голос покажется незнакомым и неприятным. Магнитофон искажает тембр. Да и воспринимаем мы себя всегда несколько иначе, чем окружающие. Первая запись наверняка вам категорически не понравится. Это не трагедия. Наоборот, извлеките максимум пользы, определите, что именно плохо. Возможно, голос звучит слишком высоко, глотаете окончания слов и т. д. 4. Проанализируйте впечатления. Затем выполните упражнение еще раз, стараясь исправить ошибки. Повторяйте до тех пор, пока результат вас не устроит. Если не уверены в своей оценке, пригласите в качестве арбитров друзей, родителей. Занимаясь подобным образом в течение двух-трех месяцев, заметите, что проблемных звуков в вашей речи стало значительно меньше. Тренируя дикцию, не забудьте про дыхание, от которого зависит глубина и тембр голоса. Дышите глубже: вы взволнованы! Сначала определите, какой тип дыхания у вас преобладает: грудной или диафрагмальный? Положите правую руку на грудь, а левую - на живот. Сделайте глубокий медленный вдох. Если начинает подниматься левая рука - дыхание диафрагмальное. Задействован весь объем легких. Считайте, вам повезло. Именно такое дыхание разрабатывают драматические актеры, которым необходимо, чтобы голос был слышен без микрофона на галерке. Если поднимается правая рука - дыхание грудное (поверхностное и слабое). Всегда есть опасность, что при волнении его перехватит. Не сможете говорить долго и убедительно. Вот упражнения, которые помогут решить эту проблему. 1. «Сольфеджио». Попробуйте спеть какую-нибудь ноту из гаммы. Даже если вам медведь «наступил на ухо», не беда. В крайнем случае, тяните «а-а-а» или «о-о-о», пока хватает дыхания. Повторяйте упражнение ежедневно в течение нескольких недель. Вскоре заметите: звук удается тянуть все дольше и дольше. Это означает, что диафрагма разработалась. Во время длительного и эмоционального выступления у вас теперь не перехватит дыхание. А значит, не придется делать судорожных вдохов, портящих впечатление. 2. «Ежик». Чтобы почувствовать диафрагму, сделайте серию коротких и частых вдохов и выдохов через нос, сокращая мышцы живота, как бы выталкивая ими из себя воздух. Можете даже немного посопеть. Затем начинайте дышать, как обычно. Это упражнение помогает сделать дыхание более ритмичным, спокойным; частота пульса невольно «подстраивается» под него, а темп речи замедляется. 3. «Дышите глубже». Выработайте привычку перед началом любого важного разговора (не только перед экзаменом) делать несколько медленных глубоких вдохов и выдохов. Так вы настроите нужным образом голосовой аппарат и уменьшите нервное напряжение. Психология «настройки речи» Увы, не только плохая дикция, слабое дыхание и бедная лексика могут помешать успешно выступить на экзамене. Основные причины наших неудач - неуверенность в себе и неумение справляться с волнением в сложных условиях. Страх «показаться отсталым» сказывается на сообразительности и речи. Если от природы вы наделены красивым звучным голосом и хорошей дикцией, в стрессовой ситуации (а вступительные экзамены - стресс, да еще какой!) вполне можете лишиться этих преимуществ. Голос от волнения вдруг становится глухим или дрожит, дыхание прерывается и т. п. Существует несколько универсальных рекомендаций, которые помогут справиться со страхом и произвести благоприятное впечатление на слушателей. 1. Не забывайте о физических нагрузках. Зарядка накануне экзамена даст двойной эффект: позволит укрепить мышцы и избавиться от волнения. Постарайтесь размять не только тело, но и лицо: весело погримасничайте, несколько раз высуньте и втяните язык. Не бойтесь выглядеть нелепо. 2. Не втягивайте голову в плечи. Не делайте мелких, суетливых движений. Можно, например, представить на своих плечах тяжелую генеральскую шинель, с погонами и звездами. 3. Не прячьте глаза! Основной признак уверенного в себе человека - прямой взгляд. Это не означает, что вы должны постоянно и в упор смотреть на преподавателей. Но прямой визуальный контакт продолжительностью 5-10 секунд необходим. Ваша речь обращена не в пространство. Она адресована конкретным людям, принимающим экзамен. И последнее. Чем раньше начнете заниматься постановкой своей речи, тем лучше. Если упорно стремиться к успеху, за полгода вполне реально добиться заметных результатов. Ваша дикция станет четкой, голос - глубоким, а речь - правильной и богатой.
Анастасия Иванова «Куда пойти учиться» № 05'2004 |